Крест - символ победы добра. Своими страданиями на нем Господь Иисус Христос смыл людские грехи, победил дьявола, упразднил смерть и открыл людям путь к вечной жизни. Крест свидетельствует о бесконечной любви Божией к грешному человечеству. Но Крест гораздо больше, чем символ: он обладает духовной силой.
Крестным знамением совершаются все таинства в Церкви: освящение воды при Крещении, преподание благодати Святого Духа в Миропомазании, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову в Причащении и т.д. Полагая на себя знамение Креста, верующий человек привлекает к себе возрождающую силу искупительных страданий Богочеловека. Крестом Христовым освящается воздух, вода и вся природа. Падшие духи боятся креста и бегут от него, как насекомые от огня.
Почитание христианами Креста восходит к первому веку. Во втором и третьем веке почитание Креста сделалось настолько общераспространенным, что язычники называли христиан «крестопоклонниками». Изображения креста находим на древних
христианских памятниках и в катакомбах.
По небесному откровению, император Константин Великий, когда был еще язычником, сделал на знаменах своих войск изображение Креста и благодаря этому победил ненавистника христиан, императора Максентия, выступившего против него с гораздо большим войском. Вразумленный чудесной помощью в войне с Максентием, император Константин Великий стал покровительствовать христианам, и благодаря этому вера Христова, до этого гонимая, стала быстро крепнуть в разных странах Римской империи. С тех пор храмы стали украшать крестами как снаружи, так и внутри.
При Крещении на новокрещенного одевают нательный Крестик. Этот крестик следует носить на груди как Божественную печать для ограждения от всякого зла.
Святые отцы Церкви много писали о великой силе Креста Господня. Объясняя Священное Писание, они видели его прообразы во многих библейских событиях: в помазании косяков дверей кровью пасхального агнца, в медном змее, водруженном пророком Моисеем в пустыне, в запечатлении праведников таинственным начертанием на челах, как это описано в книгах пророка Иезекииля и Апокалипсисе.
Православные христиане отличаются от инославных тем, что полагают на себе крестное знамение - крестятся. Но не все одинаково это делают: одни крестятся благоговейно и с верой, а другие - торопливо и небрежно. Лучше редко креститься, чем креститься часто и как попало. Для правильного крестного знамения складываются пальцы правой руки следующим образом: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаются концами вместе. Сложенные так пальцы знаменуют Святую Троицу. Два других пальца (безымянный и мизинец) подгибаются к ладони. Они символизируют два естества в Господе Иисусе Христе - Божеское и человеческое.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на лоб (для освящения нашего ума), на живот (для освящения наших внутренних чувств), потом на правое и левое плечи (для укрепления наших духовных и физических сил).
Креститься нужно во время молитвы, при входе в храм, при целовании икон и священных предметов. Креститься нужно во всех важных случаях жизни, в опасности и в горе. Надо помнить, что крестное знамение привлекает к нам Божественную силу и одновременно отражает всякое дурное влияние со стороны бесов.
Русский православный крест имеет свои особенности. К прямоугольному изображению креста сверху добавлена малая перекладина в память дощечки, прибитой ко кресту Христову, на которой было написано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Перекладина наискось внизу русских восьмиконечных крестов напоминает о двух разбойниках, распятых по правою и левую сторону от Спасителя. Разбойник, висевший справа, раскаялся в своих грехах, поверил в Господа и пошел в рай (перекладина указывает вверх правой стороной), а разбойник, висевший слева, озлобился, хулил Христа, и поэтому погиб (перекладина указывает вниз).