"Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в
таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при
вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и
величие обитающего в нем Бога.
Войдя в храм, следует остановиться близ
дверей и сотворить три поклона (в субботы, воскресенья и праздники –
поясные) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному – Поклон. Боже,
очисти мя, грешнаго, и помилуй мя – Поклон. Создавый мя, Господи, прости
мя! – Поклон.
На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются
поясные: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое
славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу,
Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и
Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую
Богородицу Тя величаем!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй! (Трижды.) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй
нас.
После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим
людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго,– внимай начавшемуся Богослужению
с благоговением и страхом Божиим.
Мужчинам положено, по древнему
обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой. По
отпусте службы то же должно читать, что и при входе в церковь, и с такими
же поклонами и отпустом. Служба церковная совершается со многими великими
и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним
благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности,
единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно
осенить себя крестным знамением и потом делать поклон,– если малый, то
нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при
великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.
Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не
спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог
есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув
к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек,
сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу
(правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум
наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое
и на левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав
строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только
истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо (“не борзяся”), и
своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и
коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения
или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно
совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон,
понедельник первой седмицы Святого Великого поста). Пред началом всякого
Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех
службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном
Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только
на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов
не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как
на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом),
полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб
внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу
и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или
Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других
молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий
побуждают к этому; например: “припадем”, “поклонимся”, “молимся”.
После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, отче
(или: Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.
При чтении
акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при
троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны
земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении
молитвы акафиста.
Помянник читается с поклонами после каждой статии
(причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по
дню, в иных же всегда поясные).
По Достойно на повечерии и утрени,
также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню;
после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.
Пред и по
прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один
поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному
поклону.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении
слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста, при начале чтения Апостола,
Евангелия и паримий положено осеиять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или
возглашает: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и
Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами и лик (хор),
отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать
поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком
благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если
он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем
с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с
крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне
при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем
иногда еще и целуют их. При возглашении Главы ваша Господеви приклоните
следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой
священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои
главы.
Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святых Евангелием,
образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А
когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не
должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой
Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая
на его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.
Так
должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и
священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане
складываю; ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу
благословляющего, но не крестятся перед этим.
При прикладывании
(лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует
подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона
пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню –
земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к
иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.
В Патриаршем чиновнике середины "XVII Века указывалось, что,
прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном
изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе
Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого
Иоанна Крестителя – в косу власов (А.Горский, К. Невоструев. Описание
славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел третий.
Книги Богослужебные. Часть вторая. М., 1917, с. 511).
На иконе может
быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один
раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать
благочиния в храме. От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от
праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки),
вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых
Богослужениях отменяются.
Всенощное бдение
Первое
отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в
сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием
после их сотворения. Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови,
душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение
священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия,
носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник,
предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по
Творческому гласу явился после первого вечера бытия. Затворение царских
врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира
и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама.
Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами
знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице
священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными
дверями рая, молят Творца своего о помиловании. Пение псалма Блажен муж со
стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью
блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и
их надежду на обетованного Богом Искупителя. Пение Господи, воззвах со
стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания
пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что
Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий
от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие
милости к нам. Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична)
означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и
сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. Исхождение священника
из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на
землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику,
представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к
принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что
вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой
исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь
знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему
месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом
Своим за род человеческий.. Возглашением диакона Премудрость, прости!
Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу.
Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие
Его на землю и совершение нашего искупления. Лития (общее исхождение и
общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах
и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием. Молитва
Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа
Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость
постоянного памятования о часе смертном. Молитва Богородице Дево, радуйся
напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных
благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос,
чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа. Шестопсалмие – плач
кающагося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное
освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во
грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова,
которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу,
и на земли мир в человецех благоволение. Чтение первой половины
шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.
Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами
молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом
– Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает
состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. Пение Бог – Господь и
явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.
Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.
Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением
стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие
благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари Ангельский собор
напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.
Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее
об одном из явлений Воскресшего Господа женам -мироносицам или апостолам,
по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем
Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель. По прочтении
Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими.
При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым
благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение
должно быть общенародным. В канонах утрени прославляются Воскресение
Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая
Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При
пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую
полагается поклон земной или поясной – по дню. В хвалитных стихирах и в
великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа
Иисуса Христа.
Божественная литургия
На Божественной
литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса
Христа. Литургия условие разделяется на три части: проскомидия, литургия
оглашенных и литургия верных. На проскомидии, совершаемой обычно во время
чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя., В это же
время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти.
На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и
поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам
усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм
Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении
сродников и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших
можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их
согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных
Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. На литургии
оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю
Господа Иисуса Христа. Во время малого входа с Евангелием, изображающего
исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите,
поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении
Трисвятого – три поясных поклона. При чтении Апостола на каждение диакона
надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение
означают проповедь апостолов всему миру. Во время чтения Евангелия, как бы
внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.
Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва
Евхаристии. На литургии верных великий вход символизирует исшествие
Господа Иисуса Христа.
На литургии преждеосвященных даров на вечерне, во время чтения третьего
антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на
жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в
отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет
Христов просвещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время
пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с
преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении
положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три
поклона до земли (обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время
великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на
престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к
Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы
Небесныя полагаются три поклона до земли по обычаю, также с молитвой
святого Ефрема Сирина. За амвонную молитву священника надлежит слушать со
вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон
поясной.
В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой
среды. В Уставе об этом говорится так: “На Буди Имя Господне: поклоны три,
и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны;
в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой
Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому
Кресту, сопровождается тремя земными поклонами”.
Поклоны входные и
исходные, а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от
дня (“по дню”) – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразднств и
попразднств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в
простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные
прекращаются с вечерни в пятницу от Сподоби, Господи, и начинаются от
вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи. Накануне однодневных
праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются
также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый
праздник. Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне
предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда
совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.
Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно
помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время самих кафизм, а во
время чтения житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с
седальнами.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы,
чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией
удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться из храма в
благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас
присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей
жизни всегда посещать Его святой храм. В Уставе об этом говорится так: “По
отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келлии своя,
или на службу. И не подобает нам беседы творити друг со другом на
монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец”. Бывая в храме Божием,
будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери,
святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. “В храме стояще
(стоя, находясь), славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)”.
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с
каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно
положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить
мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но
совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным
Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый
согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит
свой ум. Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: "Стойте и
держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим" (2 Сол.
2, 15).