В нашем мире все живое в конце своей жизни умирает, будь это дерево,
или животное, или человек.
Что же сказать, когда на земле, в этой
мрачной пустыне всеобщего тления тварей, мы видим тела некоторых людей,
свято живших на земле, сияющими нетлением целые века? Что значит, что эти
тела, по своему свойству и существу такие же, как и все прочие тела
человеческие, не только сами не тлеют в земле, но с ними нередко не тлеют
и их покровы, одежды, самые гробы, вмещающие их, — вещи, очевидно
подлежащие тлению? Что, наконец, значит, что эти самые останки являются не
только сами видимо торжествующими над тлением, но еще источают благодать
для всех, к ним с верою притекающих? Это дивное и необыкновенное явление
невольно возносит человеческую мысль за пределы круга природы, возносит к
великому Творцу и Законодателю вселенной, Который содержит ее Своею
всемощною дланию, Который, по Своей верховной свободе, премудрости,
всемогуществу и благости вносит перст Свой в круг жизни вселенной и иногда
препобеждает данные ей законы и силы — творит чудо. В этом-то высочайшем
Существе ум человеческий и может-, и должен искать причины дивного явления
— нетления святых тел и считать это явление непосредственным действием
силы Божией.
Для чего же Творцу вселенной благоугодно даровать телам
некоторых праведников нетление? Для чего Творец совершает это дело
независимо от всеобщих законов и сил природы, данных ей Им же Самим? Бог
всегда действует по премудрым планам. Когда Его действующая сила особенно
где-либо открывается, и притом в явлениях необыкновенно разительных и
чудесных, то это значит, что там сосредоточиваются особенно благотворные
для рода человеческого Его намерения. Следуя слабой и ограниченной
человеческой мыслью за бесконечной мыслью Божией до тех пределов, куда
только позволено ей достигнуть, мы можем видеть причины, побуждающие
всеблагого и всемогущего Бога сохранять от тления тела многих праведников.
Итак, для чего Господь дарует им нетление?
Господь сохраняет тела
праведников от истления не столько для них самих, достигших уже небесного
отечества, сколько для нас, странствующих здесь на земле. Истинная мзда
праведников на небе, и прославление от людей, которого убегали они в
продолжение своей жизни, не много, без сомнения, прибавляет к той славе,
коею прославлены они от Бога; но для нас, земных странников, нетление тел
святых угодников Божиих, особенно в соединении с чудотворениями через них,
сколько утешительно, столько же и поучительно во многих отношениях.
Нетление святых мощей убеждает нас в святости и божественности
христианской религии. Нетление святых мощей есть чудо, видимое только в
христианском мире — в мире языческом и магометанском его нет. Желающий в
последнем удостовериться пусть раскроет, если может, летописи всех древних
народов и по ним узнает, что не бывало у этих народов необычайного явления
нетления тел. Если бы оно было, то, конечно, обратило бы на себя особое
внимание и, вероятно, занесено было бы в летописи, как нечто необычайное.
Правда, некоторые древние народы. как невежественные и дикие, не имели или
мало имели летописей, в которых могли бы сохранить сказания о таких
явлениях; правда и то, что время и разные политические перевороты и
потрясения могли истребить летописные сказания; но зато от древних времен
могли бы еще сохраниться доселе самые тела, подобно тому, как в землях
христианских сохранились в целости мощи при всех переворотах, изменявших
неоднократно лицо земли. И любители древностей, ревностно производившие и
производящие раскопки древних курганов и гробов, могли бы видеть опыты
нетления тел, но на самом деле не видели. Совершенно иное наблюдаем в
христианском мире. С первых же веков христианства начинаются сказания о
нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала
распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания,
которые сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда
проникла христианская вера в своей чистоте. На основании этих сказаний
можно положительно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось
несколько нетленных мощей угодников Божиих, и нет народа истинно
верующего, у которого не было бы их. Не верить этим сказаниям мы не имеем
основания; ибо они идут от бесчисленного множества людей, и притом разных
стран и веков, и подтверждаются действительным фактом нетления мощей: и в
настоящее время мы имеем немало их от разных веков. Что же значит, что ни
в языческом, ни в магометанском, а только в христианском мире мы видим
необычайные явления нетления мощей? Чудеса вообще служат решительными и
окончательными признаками истинной религии — богооткровенной.
Сверхъестественное откровение необходимо должно иметь сверхъестественные
признаки своего истинно сверхъестественного происхождения. И
действительно, Бог благоволил окружить Свое откровение особыми, высшими
знамениями, которые, будучи возможны только для Него одного, могут уже
окончательно убеждать человека, что он не ошибается, принимая известную
религию за откровение Самого Бога. Эти знамения — чудеса. Нетление святых
мощей есть чудо, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует
перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны
для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел
есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле,
особенно чудо-творящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божия, и
вследствие этого оно представляет нам сильнейшее и убедительнейшее
доказательство божественности христианской веры. Это доказательство имеет
особенное значение для людей, которые почему-либо мало способны понимать
внутренние достоинства христианской религии и по ним судить, что она
происходит от Самого Бога и есть религия истинная, благотворнейшая,
святейшая. Вот почему проповедники христианства, начиная от Самого
Основателя его, в доказательство божественности христианского учения
указывали народу на чудеса вообще (Иоан. 5, 36; 10, 38; Лук. 7, 22; Мф.
11, 4-6), а в последующие века и ныне, когда нетление святых мощей
приобрело свою убедительную силу, стали указывать, в частности, и на чудо
нетления тел. Нетленные останки святых угодников Божиих служат постоянными
безмолвными, но в самом безмолвии своем красноречивыми проповедниками
истинности и животворности святой веры Христовой. Безмолвные гробы их
говорят всем и каждому: прииди и виждь, истинна ли вера, нами
.исповеданная, когда она так чудесно оправдана Самим Богом на нас самих;
прииди и виждь, животворна ли вера, нами исповеданная, когда божественною
силою ее тела наши, сами по себе бренные, как бы в самой смерти живут
нетлением.