сайт Борисо-Глебской церкви п.Хиславичи Главная Почта Карта сайта



Ссылки
Главная | Храм | св. Борис и Глеб | Новости | Библиотека | Публикации | Фотогалереи | Видео и аудио Календарь
Библиотека > Иконы и фрески

Иконы и фрески

Существенной принадлежностью православного храма являются иконы и фрески с художественными изображениями Спасителя, Ангелов, святых угодников Божиих и библейских сюжетов. Иконы напоминают о Боге,Икона о Его делах милости, о небесном мире. Они передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Эти святые изображения создают в храме молитвенное настроение. Без них он был бы похож на зал для светских собраний.
  Молясь перед иконой, надо помнить, что мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены. Все, на что мы смотрим и что слышим, влияет на наши мысли и настроение - так устроена наша природа. Поэтому нам гораздо легче сосредоточиться на молитве, когда мы видим перед собой святое изображение, чем когда перед нашими глазами голая стена или что-либо, не относящееся к молитве.
  Инославные осуждают употребление икон, неправильно понимая смысл второй ветхозаветной заповеди, запрещающей служение ложным богам. Мы знаем из Священной истории, что Господь, запрещая идолопоклонство, в то же время повелел Моисею сделать на крышке Ковчега Завета золотых херувимов, где обещал являться ему: «Сделай их на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов».
  Подобным образом и в храме Соломона, на месте, куда были обращены взоры молящихся священников, находились скульптурные и вышитые изображения херувимов. В восстановленном Иерусалимском храме, тоже имевшем подобных херувимов, молились Господь Иисус Христос, Его апостолы и первые христиане.
  Древнейшей иконой является так называемый «Нерукотворный образ» Спасителя. Как повествует предание, Господь Иисус Христос послал чудесно запечатлевшееся на полотне изображение Своего лика эдесскому князю Авгарю, страдавшему проказой. Помолившись перед ним, Авгарь исцелился от своей болезни.
  Евангелист Лука написал несколько икон Пресвятой Девы Марии, многие из которых прославились позднее как чудотворные.
  Древнейшие места молитвы христиан, катакомбы, сохранили до наших дней священные изображения еще с тех времен. Эти изображения отличаются большей символичностью в сравнении с современными иконами. Тем не менее идея та же: напоминать о Боге. Среди таких древних изображений следует упомянуть агнца - символ Господа Иисуса Христа, пострадавшего за людей; льва - символ Его могущества; рыбы - в своем греческом названии "ихтис" содержит инициалы Иисуса Христа, Сына Божия; якорь - знак христианской надежды; голубя - символ Святого Духа; птицы феникс и петух - символы воскресения; павлин - символ бессмертия; лоза и корзина с хлебами - символы таинства Причащения и т.д. Встречаются в катакомбах и более сложные художественные композиции, иллюстрирующие библейские события и евангельские притчи: Ноя в ковчеге, поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, пророка Иону в ките, пророка Моисея, получающего скрижали Завета, притчи о сеятеле, о десяти девах и другие. С веками эти ранние христианские символы и композиции стали более художественными и разнообразными.
   На иконах Бог изображается в тех образах, в которых Он являлся людям. Так, например, Пресвятая Троица изображается в виде трех Ангелов-странников, сидящих за столом. В таком виде Господь явился праведному Аврааму. На других иконах каждое из лиц Пресвятой Троицы имеет свое символическое очертание. Бог Отец - в виде старца, потому что Он так явился пророкам Исайи и Даниилу. Иисус Христос изображается в человеческом образе, каким Он был, когда сошел на землю и сделался человеком: Младенцем на руках у Девы Марии, или учащим народ и совершающим чудеса, преображающимся, страдающим на кресте, лежащим во гробе, воскресшим или вознесшимся.
  Бог Дух Святой изображается в виде голубя - так Он явил Себя во время Крещения Спасителя в Иордане; или в виде огненных языков - так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.
  Иконы должны отличаться от обычных картин или фотографий, и изображения на них должны соответствовать иконописной традиции, выработанной веками. Вновь написанная икона непременно должна быть освящена в храме и окроплена святой водой. После этого она становится священным предметом, через который невидимо действует благодать Святого Духа. Известно много чудотворных икон, от которых совершаются многочисленные исцеления.
  Вокруг головы Господа, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображается сияние - светлый круг, называемый нимбом. Нимб символизирует благодать Божию, пребывающую на них. Сияние света Божия, обычно невидимое для вещественного глаза, иногда по воле Божией делается видимым для людей. Так, например, пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослепить людей светом, исходящим от его лица. Апостолы удостоились увидеть сияние Божества Христова на горе Фавор.
  Лицо преподобного Серафима Саровского во время беседы с Мотовиловым было как солнце.
  Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо святого. Подобные описания можно прочесть в житиях и многих других святых. В нимбе Спасителя обязательно пишутся буквы, которые по-гречески означает Сущий, потому что Он, как Бог, существует всегда. Над головой Божией Матери ставятся буквы, которые по-гречески означают Матерь Божия (Митир Феу).




 
hislavichi.orthodoxy.ru © 2005-2015
designed by inly