Воскресение Христова - Пасха, перед которым происходит описываемое
событие - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы
Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и
освященного Господом Иисусом Христом.
На протяжении без малого
двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских
деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово
(Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой
величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем
воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших
грехи.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом
на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).
История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое
тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун
Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии
Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних
схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет
осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из
апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и
высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и
ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно,"
- читаем мы у церковного историка Григория Нисского. "Петр предста ко
Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий
Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не
хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в
лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады,
которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних
упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард,
(865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун
Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи
помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в
лампадах, висящих над Гробом."
Церемония
Литания (церковная
церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала
Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у
других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники,
желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди
присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за
церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч
человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также
оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше
возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
"Накануне в
храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном
прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим:
турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по
наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего
митрополита, наместника Патриарха..."
На середине ложа Живоносного
Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу
раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так
приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской
полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и
опечатывается местным ключником мусульманином .
"И вот утром
Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые
признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем,
как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов
(до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в
другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие
Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.
"В половине второго
часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной
черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его
Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях.
Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к
помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов
вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в
большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.
Через
20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная
арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом
Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у
друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным
Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры
Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они. Для прихожан
европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным
богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной
молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски
наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
"Во времена, когда
Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор
попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в
Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал
впустить арабов... И огонь снизошел.". Арабы как бы обращаются ко всем
народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением
Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из
которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии,
потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы.
Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно
закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса,
роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на
Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет
паломник.
В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху
конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных
Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в
сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном
ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную
рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры,
Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа
готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды
обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив
входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном
подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек
или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства
турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие
янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.
Надеясь
уловить православных на подделке городское мусульманское начальство
расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые
отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь.
Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был
уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские
следящие.
Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру
большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи -
по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский
Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят
внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную
ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме
выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие
молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с
Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только
терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской
Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет
последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен.
Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми
ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до
нескольких часов.
Схождение
Перед схождением храм начинают
озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают
маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из
разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от
окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то
тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые
молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и
бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к
подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с
этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются
лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13
католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля
падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения.
Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А
Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря
начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на
Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии
струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма
на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,". Храм или
отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как
полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время
двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который
благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
О том как
загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. "Я видел, как
митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на
колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был
совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и
митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей". Иеромонах Мелетий
приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба
Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно
рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других
цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество
огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.".
Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные
отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно
распространяется по храму.
Однако не все зажигают огонь от
патриаршей свечи, у некоторых он загорается самхраму. Рассыпался
ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения
Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни,
на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем
Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили
свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи
все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.".
Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами
загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.
Первое
время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами -
совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно
видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу,
по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не
опаляет даже волосы. "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми
всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и
погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако
же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа
не опалило, ни скорчило..." - писал четыре столетия назад один из
паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют
Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на
одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые
и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного
успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при
снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была
фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как
они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно
замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это
дарованное Богом знамение.
Случаются и более редкие чудеса. Съемка
на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях.
Визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с
изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах
затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан
случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на
обоих глазах до "умывания" Огнем).
В дальнейшем, от благодатного
Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами
Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему
миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его
привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах
города свечи и лампады в храмах загораются сами."
Только ли
православным?
Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном
Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован
именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской
конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня
со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.
Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем
Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом
правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся
к Православию учений.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван
крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая
Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права.
Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об
этом летописца западной церкви: "Неудачно начал первый латинский патриарх
Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им
пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных
монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько
месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел
еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных,
из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив
остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло
Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда
сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в
этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о
возвращении местным христианам их прав…".
Капеллан Иерусалимских
королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники
(из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для
празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в
смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день
оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по
небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим
пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети
Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая
свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел
св. Огонь."
Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г.
Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких
Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции,
удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство,
чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный
Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в
Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.
Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от
кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались
молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский
Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия,
никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это
обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом
с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули
огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который
передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в
истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по
молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все
обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты
еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера
православных христиан" - пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах
построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один
из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая
вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с
высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами
растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства
мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно
свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и
приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у
дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки,
которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии,
источая благоухание.
Турецкое начальство весьма разгневалось на
самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже
смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной
церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не
принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя
власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Впрочем, это была
не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение
Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет
известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор
приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не
загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь
загорелась".
Трудно перечислить все многочисленные события,
которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его.
Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или
непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали
мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это
произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два
француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской
библиотеке. Через 5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже
Варфоломеевскую резню. За два дня была уничтожена треть населения Франции.
В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила.
Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре.
Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001
г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного... но
о том что произошло 11 сентября этого года - через пять месяцев после
мироточения, знает весь мир.