сайт Борисо-Глебской церкви п.Хиславичи Главная Почта Карта сайта



Ссылки
Главная | Храм | св. Борис и Глеб | Новости | Библиотека | Публикации | Фотогалереи | Видео и аудио Календарь
Новости > Архив новостей

Архив новостей за 2005 год



19.12.2005 Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.

  Сегодня мы празднуем честную память одного из самых любимых Православным народом святых – память святителя Христова Николая. Город Миры Ликийские был разрушен много лет тому назад. Однако его имя пребывает живым. Так произошло это потому, что тот город, который просветил и сделал всеизвестной и бессмертной златосияющую личность его предстателя святого Николая. Святой Николай известен многими чудесами. Он воссиял святостью в давние времена, но свет его лика сохраняется и поныне очень ярким. Потому что он с терпением заботился приспособить цель своей жизни к тому, что показал Сам Господь и учил Своими словами в Нагорной проповеди. В тех словах Господь превозвышал бедных, тех, кто не о богатстве думают, не из бедности выходят с безнравственной целью. Ублажал их, терпящих свою бедность, без мысли усладиться от внутренним превознесением. Ублажал жаждущих всего чистого и святого. Ублажал тех, которые сожалеют о своих грехах. Ублажал тех, которые предпочитают пребывать Христианами, несмотря на ненависть к ним злых людей, иронию и преследование. Они, и только они, могут с радостью и душевным веселием ждать великого дня, когда господь явит Свое право, как Господь всех и Судия. Все это воплотил в своей жизни святой. И бедным пребывал. И всего чистого и святого страстно желал. Только греха боялся. Пребывал горячим поклонником Христа, не смотря ни на какие брани, иронии и гонения. Поэтому радуется и видит сейчас Царство Божие. И всесвятой пример святой своей жизни он оставил нам. Возвышается, как столп первой величины. И от всесвятого того возвышения поднялась радость Живой веры. Тот, кто верует сильно, кто любит сильно Бога, как самого большого благодетеля и предстателя, не может сделать ничего другого, как только изменить всю свою жизнь. Может быть и не поднимется на вершину святости, однако, его духовные качества будут гораздо выше, чем у неверующих. Святой Николай известен не только, как подражатель святой жизни Христа и блюститель Его слов, но и, как силой, смелостью, самоотречением и презрением опасности и гонения. Его заключали пытали вместе со многими его духовными чадами. Но он пребывал бесстрашно верующим в Господа. Даже сегодня тюрьмы невыносимы. Подумайте, какими были те времена, когда не только заключенные, но вообще все, неимеющие богатства и безвластные люди считались людьми ничтожными. И, однако, святой Николай пребывал заключенным ради любви Христовой. Все мы связаны общей православной верой. Не имеем образца выше, чем святые. Почему? Потому что святость – это самое сложное состязание. Диавол, однако, старается уничтожить эту святость. Потому что святость требует добродетели. И добродетель дает радость в душе в отличие от неблагодарного пьянства и услаждения тела. Конечно, они разрушаются, но никто не мыслит об этом. Плачут только в конце о содеянном, но и грех их услаждает их. Святость – это плод горячей веры. Тот, кто верует в Бога – Законодателя и Судью, Чей Суд будет последним. Тот, кто верит в Вечную Жизнь, Воскресение мертвых и будущий Суд не может ничего другого, как только быть более внимательным к своей жизни. Не может услаждаться от грехов, однако, услаждается от многого другого. И милость Божия велика. Когда мы искренно чествуем святых, это дает нам силу в нашей вере. И вера нас направляет все выше и выше.






21.11.2005 Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

  21 ноября - церковный праздник: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот день многие православные поздравляют друг друга с днем ангела, хотя, как известно, у каждого крестившегося человека есть свой особый день именин... Объяснение этому - в названии праздника, посвященного невидимым помощникам и хранителям человеческих душ. То есть ангелам. Вместе с их начальником. Начало празднования Собора Архистратига Михаила восходит к первой половине IV века, когда постановлением Лаодикийского собора "было отвергнуто нечестивое почитание ангелов и установлено правильное их почитание и празднование Собору их". К этому времени относится и строительство первых храмов в честь Архистратига Михаила. Об ангелах известно с древнейших времен. Во всех мировых религиях так или иначе повествуется о высших духовных силах, носителях добра и помогающих людям во всяких трудностях. В раннем христианстве возникли еретические заблуждения о поклонении ангелам, как и самому Богу, о том, что ангелы - творцы видимой твари и достойны почитания более, нежели Христос. Так вот, Лаодикийский собор и установил правильное почитание ангелов как служителей Божиих, исполнителей Его святой воли и хранителей рода человеческого. Это установление Собора принято Православной церковью на все времена. Кто же такие ангелы? Святоотеческое учение повествует, что по природе своей это существа духовные, бесплотные, обладающие разумом и разнообразными способностями, которые намного превосходят человеческие. Сотворены они ранее вещественного мира. Они посылаются Богом на служение людям как младшим братьям, чтобы утвердить в добре, праведности, вере. При крещении каждому человеку дается ангел-хранитель. Имеются также ангелы территорий, стран, каких-либо святынь... Каждому дано будет видеть ангела-хранителя в свой смертный час. Ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит написал книгу "О небесной иерархии", где изложил учение об ангельском мире. Все ангелы разделяются на девять чинов и имеют три иерархии - высшую, среднюю и низшую; в каждой из них по три чина. Над девятью небесными чинами чиноначальником и вождем поставлен Богом святой Архистратиг Михаил как верный служитель Божий. Тексты Священного Писания повествуют о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов во время пагубного впадения в гордость сатаны, когда тот решил стать независимым от Творца. Сатана принадлежал к числу высших чинов и увлек в гибельное противление божественной власти треть ангелов. Повествуется, что на Небе была война, и архангел Михаил и верные Богу ангелы изгнали из Поднебесной сатану и других отпадших духов. После грехопадения и изгнания первых людей из рая и умножения рода человеческого происходит постоянная борьба между святыми ангелами и бесами за влияние на человека. Немало храмов на русской земле носят имя начальника воинств небесных святого Архистратига Михаила. О почитании Михайлова дня многие из нас слышали от дедушек и бабушек еще в атеистическое советское время. Архангел Михаил считается вдохновителем многих воинских побед.






05.11.2005 Димитриевская родительская суббота.

  Димитриевская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена великим князем святым Димитрием Иоановичем Донским. Одержав 8 (21) сентября 1380 года знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, Димитрий Иоанович, по возвращении с поля брани, путешествовал в Троице-Сергиеву обитель. Игумен обители Преподобный Сергий Радонежский благословил его перед битвой на брань с монголо-татарами и дал ему из числа брани своей обители двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю (оба они пали в битве неверными и погребены на Старом Симонове, близ Симонова монастыря в Москве). Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь Димитрий предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в Димитриевскую субботу – днем тезоименитства великого князя – днем памяти великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, но купно (вместе) с ними и всех вообще усопших братий своих






14.10.2005 Покров Пресвятой Богородицы.

  Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя в Х веке. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Подняв очи к Небу, святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется на Руси с XII века и относится нашей Церковью к числу великих.






29.09.2005 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

  Воздвижение Креста Господня, церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Христа и сам крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера Гроба Господня была найдена и неподалеку от нее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который именно из трех крестов есть крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной, приложившейся к кресту. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал или «воздвигал» крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия или «воздвижения» и получил свое название праздник. По другому преданию, происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 615 на Иерусалим напал персидский царь Хосров II, который завоевал город и вместе с другими сокровищами увез с собою св. Крест. Но вскоре греческий император Ираклий одержал над персами победу, и они приняли предложенные им мирные условия (628), между которыми : напилось возвращение Креста Господня. В 631 Ираклий возвратил св. Крест в Иерусалим и в торжественной процессии, на собственных плечах, принес его на Голгофу, где он и «воздвигнут» был опять в церкви св. Гроба. Вероятнее более древнее происхождение праздника. Не подлежит сомнению, что праздник существовал уже раньше: автор «Пасхальной хроники», редактированной именно при Ираклии, отметив под 335 освящение храма в Иерусалиме при Константине на месте страданий Христа, говорит, что «отселе начался праздник Воздвижения Креста». Греческие церковные историки 5 в. - Сократ (ум. в 440), Феодорит (ум. в 457), Созомен, латинские писатели - Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский (ум. в 431), Руфин (ум. в 410) и другие — повествуют, что крест найден в Иерусалиме во время пребывания там Елены, матери Константина. Такое сказание разрешало бы вопрос о происхождении праздника. Но оно значительно подрывается тем обстоятельством, что отец церковной истории Евсевий, современник Елены, епископ Палестинский, присутствовавший на освящении храма, построенного Константином на месте страданий Христа, описывающий путешествие Елены на Восток для «поклонения стопам Спасителя», не обмолвился ни одним словом об обретении креста Еленой. Подробности сказания нарастают постепенно. Первое известие идет от Кирилла Иерусалимского (ум. в 386): в его время «древо крестное по частям роздано уже всей вселенной» (Огласительные поучения, 4, 10 и 13). Затем путешественница к св. местам Сильвия Аквитанская около 385 свидетельствует, что при ней торжественно праздновалось в Иерусалиме освящение храмов Воскресения и на Голгофе и что в тот же день вспоминалось и обретение креста. Златоуст уже знает более Кирилла: найдено было три креста; «крест Господень был узнан потому, что лежал посреди других, а затем и по бывшей на нем надписи, потому что кресты разбойников не имели надписей» (85-я беседа). Руфин и позднейшие писатели говорят, что крест был узнан через исцеление пораженной тяжкой болезнью. Наконец, Павлин Ноланский, Созомен («Церковная история», II, 1) и др. утверждают, что крест опознали среди других через возложение его на умершего, который воскрес. Так как крест - символ страданий, то на В. к. Г. полагается пост. Особенностью службы этого праздника является перенесение креста из сосудохранительницы на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. См. архиеп. Сергий, Полный месяцеслов Востока, т. 2, 2 изд., 1900.






28.08.2005 Успение Божией Матери.

  Последний двунадесятый праздник церковного года. Ему предшествует двухнедельный пост. После смерти Иисуса Христа, Его Мать Пречистая Дева Мария жила в доме Иоанна, ученика Иисуса. Того самого, которому Иисус сказал с креста: "Вот Матерь твоя". Иоанн стал Марии вместо родного сына, хорошо о ней заботился и почитал её. Ещё двадцать лет после Вознесения Христа жила на земле его Мать Мария. И также, как когда то архангел Гавриил принёс ей весть о рождении у неё Спасителя Сына, так он явился к ней с благовестием о смерти. В этом благовестии было открыто ей не только время грядущей кончины, но и то, что Сын в этой кончине позаботится о ней , спасёт, возьмёт на небо её душу. Приготовляясь к кончине, Богородица беседовала с близкими её иерусалимскими жёнами, молилась о том, чтобы было дано её попрощаться с апостолами, которые в это время по всему миру проповедовали Евангелие. И молитва её исполнилась: перед самой кончиной апостолы на облаках были "восхищены" ангелами к её смертному ложу.

А когда свершилась кончина, дом, где находилась умершая , апостолы, иерусалимские жёны и первые священники христианской общины, окутало облако. И в этом облаке появился Спаситель Сын с с ангельским сонмом и и принял душу из её тела, а затем передал её двум ангелам, которые унесли её на небо.




19.08.2005 Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

  19 августа православные христиане отмечают Преображение Господне - один из двунадесятых церковных праздников. По преданию, незадолго до своих страданий Иисус Христос в сопровождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна поднялся на гору Фавор. И вдруг ученики увидели, что "просияло Его лицо, как солнце" одежды Его сделались белыми, как свет". И раздался "глас из облака, глаголящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте..." Этот евангельский сюжет стал одним из любимых в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие праславленные мастера Древней Руси, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного обновления. В этот день в храмах проходят торжественные богослужения. В народе этот праздник называют "Спасом на горе", "яблочным Спасом". В храмах освящают яблоки, которые с этого дня разрешается есть. Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод - наше духовное преображение. В день яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес. Этот день - первая встреча осени (осенины).






06.08.2005 Празднование 125-летие храма Бориса и Глеба в п.Хиславичи. Визит Митрополита Смоленского и Каллининградского Кирилла.

  Утром 6 августа многие хиславичане проснулись, разбуженные мелодичным звоном новых колоколов, возвестивших о начале празднования юбилейной даты - 125-летия нашего Борисоглебского храма. Встречать высокого гостя, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси), на границу с Починковским районом выехал глава Хиславичского района М.М.Терещенков. Владыка был встречен традиционным хлебом-солью и соответствующей величальной. Патриарх в Хиславичах

  Сразу же по прибытии в Хиславичи Митрополит Кирилл возглавил Божественную Литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Роман Свистун, архимандрит Сергий (Зятьков), протоиерей Николай Бондар, протоиерей Иаков Кушнир, иерей Андрей Никитенков и другие священослужители Смоленско-Калининградской епархии. Излишне говорить, что церковь была переполнена. Не каждый год предоставляется возможность воочию встречаться с Митрополитом, присутствовать на божестветвенной литургии, которую он ведет.

  По завершении службы Митрополит Кирилл вручил наиболее отличившимся награды, учрежденные Русской православной церковью. Медали Даниила Московского удостоен А.Н.Винокуров. Орден Даниила Московского вручен предпринимателю из Москвы К.А.Васильеву, Патриаршая грамота - генеральному директору ООО "Молпром"" Е.И.Калениченко. Архиерейской грамотой награждены начальник газового участка района П.И.Клименок, председатель райпо В.П.Богданов, главный инженер гостехнадзора А.М.Лабузов, председатель колхоза "Слава" Починковского района Н.А.Зиновьев и прихожанка храма М.С.Баранова. Так же, в связи со 125-летием основания храма орденом Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени была награждена матушка Светлана. Все они внесли достойный вклад в проведение работ по благоустройству нашего храма. За труды, понесенные в деле восстановления и благоукрашения храма настоятель, протоиерей Роман Свистун, был награжден внеочередной наградой — палицей. Отец Роман весьма благодарен и многим другим, в той или иной мере причастным к работам, которые не отказывали в помощи при необходимости.

  Затем состоялся и традиционный Крестный ход. Священослужители во главе с Митрополитом Кириллом, в сопровождении прихожан, хиславичан, гостей направились в Сквер Памяти, где отдали дань погибшим за независимость России героям. Там же была провозглашена здравица в честь всех ныне живущих. Во время встречи с общественностью Митрополит рассказывал о деятельности церкви в наши дни, о ее роли в обществе, о том, что делается им лично по долгу службы. Митрополит не скрывал своего удолетворения увиденным и от души благодарил всех, кто помогал Борисоглебскую церковь сделать достойной славному юбилею. Приехавшие на праздник духовенство ряда районов Смоленщины также довольно высоко отозвались о проделанной роботе по благоустройству храма. Праздник завершила трапеза в ресторане, после которой Митрополит, попрощавшись с прихожанами и гостями поселка, уехал в Смоленск. Уезжая Митрополит Кирилл пожелал храму дальнейшего процветания, а настоятелю - крепости и божьей благодати в его делах.


125-летие храма (полная фото-версия)


назад в архив новостей


 
hislavichi.orthodoxy.ru © 2005-2015
designed by inly